Обратный звонок 620-35-55
Тесты для проверки зрения Упражнения для глаз Строение глаза Справочник глазных заболеваний Интересно о зрении

Астигматизм у детей

При астигматизме в глазу одновременно существует два оптических фокуса, причем ни один не расположен в нужном (правильном) месте. У ребенка с астигматизмом развитие зрительной системы затормаживается и зрительная информация воспринимается со значительным искажением.

Что такое астигматизм у ребенка?

Астигматизм — явление врожденное и чаще всего передающееся по наследству. Это заболевание зрительной системы возникает вследствие неправильной (не сферичной) формы роговицы (реже — хрусталика). Приблизительно у каждого четвертого жителя планеты присутствует так называемый «физиологический астигматизм» степенью до 0,5 D. Человек такую оптическую погрешность не ощущает, и она не нуждается в коррекции очками. Но если степень астигматизма превышает 1,0 D, то это, как правило, существенно влияет на зрительные функции. Так как астигматизм — заболевание врожденное, то проявить себя оно может в любом возрасте, и необязательно именно в детстве. Однако чаще всего астигматизм диагностируется у детей на осмотре в 2 года. В этом возрасте врач уже может прогнозировать дальнейшее развитие зрительной системы ребенка.

Виды и причины детского астигматизма

Астигматизм может быть миопическим либо гиперметропическим в зависимости от того, с близорукостью или дальнозоркостью сочетается нарушение рефракции глаза. Также выделяются простой (сочетание дальнозоркости или близорукости в одном меридиане глазного яблока и нормальной рефракции в другом) и сложный астигматизм (сочетание дальнозоркости или близорукости разной степени в главных меридианах глаза). Нарушение зрения может быть и смешанного типа и характеризоваться сочетанием дальнозоркости в одном меридиане и близорукости в другом.

Причиной астигматизма часто является уже упомянутый наследственный фактор, приобретенный же астигматизм развивается после травмы глаза или хирургического вмешательства, затрагивающего органы зрения. Небольшая степень гиперметропического астигматизма может присутствовать в первые несколько лет жизни, с ростом ребенка все системы организма совершенствуются – и зрение улучшается.

Как видит ребенок с астигматизмом

астигматизм
нормальное зрение

Как распознать астигматизм?

Для того чтобы понять, развивается зрительная система ребенка в рамках физиологической нормы или есть поводы для опасений, необходимо проходить обследование у офтальмолога в возрасте 3-12 месяцев, 3, 5, 7 лет и далее ежегодно. Делать это надо даже в том случае, если со стороны зрения нет никаких тревожных симптомов. Жалобы ребенка на плохое зрение, головную боль, неприятные ощущения в надбровной области, быстрая утомляемость могут свидетельствовать о наличии серьезной степени астигматизма. Осмотр у врача-офтальмолога в такой ситуации необходим не только для уточнения диагноза, но и для профессионального, максимально точного подбора очков или контактных линз.

Если на диагностическом обследовании врач подтверждает наличие астигматизма, то очки или контактные линзы назначаются в зависимости от субъективной переносимости и возраста пациента. Обычно детям с астигматизмом назначаются очки с цилиндрическими линзами для постоянного ношения. Хирургическое лечение астигматизма, эксимер-лазерную коррекцию, врачи рекомендуют проводить уже после 18 лет, когда зрительная система полностью сформирована.

Детям с выявленным астигматизмом, являющимся не физиологической нормой, а нарушением зрения, нуждающимся в повышенном врачебном внимании, необходимо посещать офтальмолога 2 раза в год. Если ребенок носит очки, важно следить за ростом глаза и своевременно менять оптику. В отличие от такого заболевания как близорукость, астигматизм не прогрессирует, поэтому при соблюдении всех рекомендаций квалифицированного специалиста его можно держать под контролем.

Важно, чтобы астигматизм у ребенка был диагностирован вовремя и как можно скорее были приняты меры по его коррекции. Ведь если этого не сделать вовремя, вероятность необратимого снижения остроты зрения, медленное развитие косоглазия и амблиопии («ленивого глаза») значительно возрастает.

Нормальное зрение

Астигматизм

Как лечить астигматизм у детей?

Необходимо, чтобы лечение детского астигматизма включало в себя различные методы физического, оптического и функционального воздействия. Правильно подобранные очки — одна из самых важных составляющих для лечения амблиопии («ленивого глаза») при астигматизме.

Кроме того, в современных офтальмологических клиниках и центрах предлагаются специальные терапевтические методики, позволяющие постепенно уменьшить силу очков и даже полностью избавиться от очковой коррекции.

Мнение эксперта

Малков Андрей Адольфович

Врач-офтальмолог высшей категории

Своевременная и полноценная коррекция астигматизма очень важна. В народе бытует мнение, что глаза должны работать, а значит, носить очки или линзы необязательно. Достаточно делать зрительную гимнастику и есть больше морковки. Если витамины и тренировка глаз не повредят, то отказ от коррекции зрения приводит к прямо противоположному результату. Постоянное напряжение глаз при астигматизме может привести к развитию косоглазия и амблиопии (синдрому ленивого глаза), а также способствует прогрессирующему снижению остроты зрения, особенно у детей.

Актуальные вопросы

È
На приеме у врача выяснилось, что у меня астигматизм. Как такое может быть, ведь раньше у меня ничего подобного не было?

Скорее всего, в Вашем случае речь идет о так называемом физиологическом астигматизме, который присутствует практически у всех. Такой вид астигматизма не влияет на остроту зрения и на развитие его бинокулярности. Однако если астигматизм превышает 1 D и более, то он значительно понижает зрение и требует лечения в виде оптической коррекции. В молодом возрасте физиологический астигматизм обычно компенсируется благодаря собственным возможностям зрительной системы, а с возрастом это качество утрачивается и астигматизм начинает оказывать влияние на зрение.

È
Что означает диагноз «сложный астигматизм»?

Сложный астигматизм – это наличие в обоих главных меридианах нарушения рефракции одного характера (миопия или гиперметропия), но разной степени.

È
Если близорукость осложнена астигматизмом – можно ли ее исправить?

Случаи, когда астигматизм сопровождает близорукость, к сожалению, встречаются у многих пациентов. Поэтому часто цилиндрические линзы для корректирования астигматизма сочетаются с линзами для корректировки близорукости. Изготовление таких сложных очков затруднительно, да и ни для кого ни секрет, что это временная мера. На сегодняшний день наиболее эффективный метод исправления астигматизма с близорукостью – это эксимер-лазерная коррекция зрения. В ходе такой процедуры исправление зрения происходит за счет изменения формы роговицы. Лазерная коррекция устраняет астигматизм до ±6,0D и выполняется амбулаторно, в режиме «одного дня». Глубина воздействия строго ограничена – не более 130-180 мкм. Можно с уверенностью говорить о точности и безопасности данного метода лечения астигматизма.

Лицензии клиники

Фитотерапия
Издавна известны растения, положительно влияющие на состояние зрения. Причем среди них есть и такие,...
Оптические аберрации (искажения) зрительной системы человека
Как и любой «неидеальной» оптической системе, человеческому глазу свойственны оптич...
Нормальное зрение у человека
При нормальном зрении световые лучи от предметов проходят, преломляясь, через оптическую си...

В данный момент диспетчерская служба не работает.