Тесты, игры для проверки зрения Упражнения для глаз Строение глаза Справочник глазных заболеваний Интересно о зрении

Лечение макулярного отека

Макулярный отек

Макулярный отек – это отек центральной зоны сетчатки (желтого пятна или макулы), которая отвечает за центральное зрение. Макула находится напротив зрачка, немного выше места соединения глаза со зрительным нервом. Своё второе название – жёлтое пятно – она получила из-за содержания в клетках жёлтого пигмента. В центральной части макулы сетчатка очень тонкая и содержит большое количество фоторецепторов – светочувствительных клеток-колбочек, которые и формируют центральное зрение, область наибольшей остроты зрения. Благодаря колбочкам человек хорошо видит при дневном освещении и может различать цвета. Поэтому патологии макулы могут значительно понижать зрение.

Макулярный отек не самостоятельное заболевание, а проявление некоторых глазных болезней или состояний: диабетической ретинопатии (поражение сосудов сетчатки при сахарном диабете), травмы глаза или последствий хирургического вмешательства, увеита (воспаление сосудистой оболочки глаза), окклюзии вен сетчатки. Окклюзия вен сетчатки - одна из самых опасных патологий глаза, которая может грозить необратимой потерей зрения. К сожалению, в последние десятилетия специалисты отмечают тенденцию к увеличению числа людей, которым ставят диагноз «окклюзия вен сетчатки».

Окклюзия вен сетчатки – это закупорка вен и капилляров сетчатки. Чаще всего возникает она вследствие гипертонии и атеросклероза.

Факторы, способствующие образованию макулярного отека:

• возраст старше 40-50 лет;
  • сахарный диабет;
  • гиперлипидемия (аномально повышенный уровень липидов (жиров), холестерина в крови человека);
  • ожирение;
  • гиподинамия (снижение двигательной активности);
  • повышенное внутриглазное давление;
  • сопутствующие воспалительные заболевания;
  • повышенная вязкость крови;
  • приобретенные и врожденные тромбофлебии.

Образовавшийся тромб нарушает течение крови по сосуду. Оттока крови из капилляров и вены не происходит. Кровь попадает в сетчатку, вследствие чего она начинает утолщаться. Возникает отёк.

В результате тромбоза вокруг пораженного участка развивается ишемия – «кислородное голодание», то есть снижение концентрации гемоглобина в крови. С недостатком кислорода организм борется путём роста новых сосудов. Но все они образуются уже с патологически тонкими стенками, через которые жидкая часть крови попадает в сетчатку. При разрывах стенок аномальных сосудов, к примеру, при высоком артериальном давлении, в сетчатку попадает кровь. Зона поражения расширяется. Из-за отека макула перестает справляться со своей главной задачей – обеспечивать человека хорошим центральным зрением. Если вовремя не снять макулярный отёк, то зрение может быть утрачено навсегда.

Симптомы отека макулы

• размытое изображение;
  • искажение изображения: прямые линии выглядят волнистыми, изогнутыми;
  • появляется розоватый оттенок изображения;
  • повышенная чувствительность к свету;
  • может отмечаться циклическое снижение остроты зрения в определенное время суток (чаще утром);
  • очень редко отмечаются различия цветовосприятия в течение дня.

Диагностика и лечение макулярного отека

Выраженный макулярный отёк врач-офтальмолог может обнаружить во время осмотра на щелевой лампе. К сожалению, лечение на этой стадии далеко не всегда гарантирует благоприятный результат, требует длительного времени и больших усилий.

Заболевание на ранних стадиях или предрасположенность к его развитию можно выявить при проведении оптической когерентной томографии. Офтальмологи клиники «Эксимер» рекомендуют людям с факторами, способствующими образованию тромба вен и капилляров сетчатки, периодически проходить подобное обследование. Лишь таким образом можно выявить макулярный отек на ранней стадии и принять экстренные меры по его снятию.

В клинике «Эксимер» работает оптический когерентный томограф нового поколения RTVue-100 (Optovue США). Когерентный томограф RTVue-100 позволяет получать двух- и трехмерное изображение строения сетчатки и структур диска зрительного нерва, благодаря чему можно выявить патологии на ранней стадии развития.

Самым эффективным методом избавления от большинства патологий сетчатки (отслойки, разрыва, дистрофии) является лазерная коагуляция. Однако подобный метод лечения не применим при макулярном отеке, так как лазерное воздействие может повредить желтое пятно. Для снятия макулярного отёка используется консервативный метод, суть которого заключается в использовании различных противовоспалительных препаратов (инъекции, таблетки, капли). В результате многочисленных исследований было установлено, что высокой эффективностью отличаются лекарственные средства, содержащие синтетические аналоги глюкокортикостероидов (гормонов, вырабатываемых в коре надпочечников). Для получения максимального результата их вводят непосредственно в стекловидное тело - интравитреально. Однако, несмотря на их большую эффективность, по сравнению с другими препаратами (капли, таблетки), длительность лечебного воздействия во многих случаях оставалась невысокой из-за того, что при обычном способе введения препарата действующее вещество поглощается всё сразу. Инновационный подход к лечению отека макулы реализован в препарате, который применяется при лечении в клинике «Эксимер».

Макулярный отек

Лечение заболеваний сетчатки
Профилактическая периферическая лазеркоагуляция(ППЛК) I категории сложности ? Укрепление сетчатки при помощи лазерного воздействия по периферии, применяется для лечения дистрофии сетчатки и профилактики отслойки сетчатки. Степень сложности определяется объемом поврежденной зоны сетчатки Закрыть
Профилактическая периферическая лазеркоагуляция(ППЛК) II категории сложности ? Укрепление сетчатки при помощи лазерного воздействия по периферии, применяется для лечения дистрофии сетчатки и профилактики отслойки сетчатки. Степень сложности определяется объемом поврежденной зоны сетчатки Закрыть